История является предметом на выбор при сдаче ЕГЭ и необходима абитуриентам философских, исторических, юридических, краеведческих, языковедческих факультетов. Часто этот предмет вызывает много трудностей у учащихся, т.к. его считают скучным и неинтересным, что является результатом невысокого уровня преподавания истории в современных школах. Для поступления в престижные ВУЗы на бюджет придется приложить немало усилий и выделить достаточно времени на подготовку. Можно ли подготовиться к ЕГЭ по истории самостоятельно и как это сделать?
ЕГЭ по истории состоит из двух частей. Первая часть включает в себя задания с коротким ответом в виде цифры, последовательности цифр или словосочетания. Вторая часть повышенного и высокого уровня сложности требует развернутого ответа
Экзамен охватывает весь школьный курс по истории России с древних времен по настоящее время, а также некоторые разделы всемирной истории, такие как войны, политические и экономические отношения, дипломатия, культура, оказавшие влияние на общий ход истории нашей страны.
Минимальный порог сдачи экзамена равен 32 баллам, но большинство ВУЗов устанавливают порог не ниже 50, а чаще и 75.
Для успешной сдачи экзаменационной работы выпускнику необходимо досконально разбираться в исторической терминологии, хронологии, обладать знаниями об исторических событиях, фактах, явлениях, исторических личностях. Также следует обладать навыками анализа текстовых исторических источников, работы с картами, схемами, таблицами, иллюстративным материалом, уметь правильно выражать и аргументировать собственную точку зрения, относящуюся к какому-либо историческому вопросу.
Нововведения в 2022 году1).Из работы исключён ряд заданий на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), задание на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.), задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).
2).Исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).
3).Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе.
-Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022 г.).
-Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по нумерации 2022 г.).
- Задание на работу с исторической картой (схемой) (15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.).
- Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с развёрнутым ответом (14 и 15 по нумерации 2022 г.), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
- В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания с кратким ответом (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022 г.).
- Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.) усовершенствовано: в него добавлен материал по истории зарубежных стран (19 по нумерации 2022 г.).
4).В экзаменационную работу добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей (17 по нумерации 2022 г.).
5).Из заданий, предполагающих множественный выбор (6 и 11 по нумерации 2022 г.), исключено положение, указывающее на количество правильных элементов ответа.
6).Время на выполнение экзаменационной работы сокращено с 235 до 180 минут.
Первый и самый главный совет – не откладывать подготовку на последний момент. Самым оптимальным вариантом является подготовка с 10 класса, т.к. курс истории достаточно обширен и требует много времени для усвоения. Также следует составить план занятий, и строго следовать ему. Можно договориться о совместной подготовке с одноклассниками, это поможет научиться точно формулировать свою точку зрения об исторических проблемах, и уметь ее аргументировать.
История основана на хронологии событий и порядок событий играет центральную роль в ее изучении. Следовательно, очень важно организовать изучение материалов в хронологическом порядке.
История полна фактов, событий и деталей и одним из ключей к ее изучению является установление связей между ними. Лучший способ сделать это – начать развивать понимание большой картины, а затем прокладывать путь к деталям. Во время подготовки всегда старайтесь размещать события, факты и детали в контексте общей картины: как они вписываются, почему они важны для того, что происходит, как они поддерживают последовательность происходящих событий, как они повлияли на дальнейший ход истории и т.д.
Для запоминания ключевых дат, имен и событий отличным инструментом являются флеш-карты. Для их создания с одной стороны напишите событие, дату или факт, а на противоположной стороне – определение, описание или объяснение. Хорошим и эффективным методом изучения является просмотр кинолент. Существует множество художественных и документальных фильмов, которые точно отображают исторические события. Помимо того, что они образовательные, такие фильмы также очень интересны.
После прочтения каждой темы следует по памяти записывать в собственный конспект даты, персоналии и события. Ваши заметки должны быть разборчивыми и организованными. Сразу же прочтите свои записи, чтобы убедиться, что вы понимаете все, что вы записали, пока информация еще свежа в вашем сознании. Используйте звездочки, стрелки, выделения маркером для идентификации важной информации.
Необходимо также ознакомиться с форматом экзамена решая экзаменационные задания онлайн без использования подсказок, чтобы лучше оценить собственные знания и научится управлять временем.
Если при самостоятельной подготовке к ЕГЭ по истории возникли трудности с самодисциплиной, усвоением материала, работой с картами, схемами, обратитесь за помощью к профессиональным центрам подготовки к единому государственному экзамену и вы гарантировано достигнете высоких баллов. Подготовку с отличными преподавателями-экспертами ЕГЭ по эффективным методикам предлагает центр «АRNA».